Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Все, что поддается отсчету времени, стареет. Как только включается счетчик времени, все начинает стареть. Твое тело старое, твоя периферия стара. Нельзя бесконечно любить тело. Но твой центр, твоя душа вечно свежа, вечно молода»
Шри Раджниш
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Логотип: символическая интерпретация
Логотип: символическая интерпретация

"… правильное понимание символов не может вести к спорам. Оно углубляет знание, оно не может оставаться теоретическим, потому что усиливает стремление к реальным результатам, к единению знания и бытия, к Великому Деланию. Чистое знание передать невозможно; когда оно выражено в символах, оно прикрыто ими, как неким покровом; хотя для тех, кто желает и умеет смотреть, этот покров становится прозрачным".
Георгий Гурджиев

Логотип Центра ТРИАЛОГ представляет собой типичную мандалу - символическое изображение центра, самости (self), сущности и источника энергии психики. Мандала - рисунок в круге. Согласно К.Юнгу мандала - символический представитель процесса индивидуации; основной мотив любой мандалы - "центральный пункт в психике, с которым все связано, посредством которого все организовано, и который сам по себе является источником энергии. Энергия этой центральной точки проявляется в почти непреодолимом стремлении и потребности стать тем, кто я есть, поскольку каждый организм движим тем, чтобы, невзирая на обстоятельства, обрести форму, которая характеризует его природу. Этот центр ощущается и мыслится не как эго, но, если можно так сказать, как самость (self)" (Jung, 1973,73).

Традиционно мандала выступает и как результат процесса самопознания и интроспекции, и как символическая карта внутренней реальности, направляющая и поддерживающая процесс духовного (психического) развития индивида. Мандала используется также в качестве визуальной опоры процесса медитации, достижения измененных состояний сознания, внутренней работы в целом.

Символика мандалы представлена в следующих трех аспектах - форма, цвет, число.

Мандала ТРИАЛОГа в символической форме представляет содержание основных идей и понятий триалогического подхода в психотерапии и консультировании. Она содержит изображение человека, круги и треугольники, черный, белый, красный и зеленый цвета, числа три, четыре и девять.

Человек - символ человекоцентрированного подхода, основной теоретической ориентации ТРИАЛОГа. Как элемент известного рисунка Леонардо да Винчи он символизирует преемственность основных идей и принципов в развитии гуманистической традиции.

Круг - символ защищаемого и защищенного пространства и, одновременно, времени (бесконечности) и движения. Во многих религиях круг символизирует небо, центр, Бога. Круг в центре мандалы известен в западной алхимической традиции как "окно вечности". В аналитической психологии такой круг трактуется как опыт self, освобождающий индивида от ограничений, налагаемых пространством-временем; через это "окно" человек соприкасается с вечным, бесконечным, трансцендентальным началом в самом себе, а это начало обнаруживает себя в мире в форме синхронистичностей. Круг есть выражение защиты извне и герметичности изнутри, есть выражение вместилища и внутренней организации, единства и внутреннего многообразия. Круг есть символ концентрации и интровертированности, движения к началу начал. В онтопсихологии круг символизирует "порядок, прежде всего тогда, когда он движется или постоянно перемещается. В этом случае он показывает различные Ин-се, проецируемые уникальным Ин-се" (Менегетти, 1997а, с.114). Концентрические круги мандалы защищают, оберегают и высвобождают различные аспекты внутреннего мира индивида, символизируют различные этапы внутренней работы, движения в направлении все большей аутентичности. В триалогической трактовке круг символизирует интегрированный, преображенный, рафинированый и аутентичный триалог Наблюдателя, Клиента и Терапевта.

Треугольник - символ динамики, направления, триединства. Указывающий вниз треугольник символизирует женское начало, первоисточник и одновременно, окончание, завершение, утрату, деструкцию и смерть, а также идею сознания. Треугольники, направленные вверх, обозначают мужское начало, рождение нового, творчество, эманацию бессознательного. Три треугольника мандалы образуют в целом сбалансированную композицию, напоминающую священные мандалы буддистов, иудаистов, каббалистов и средневековых мистиков, образованные пересечениями нисходящих и восходящих треугольников. На метафорическом языке древних философских и эзотерических систем пересечение женского начала (воды, материи) и мужского начала (огня, духа) образует человеческую душу (целостного человека). Сочетание разнонаправленных треугольников в мандале указывает и на завершение важной работы, и на стремление сочетать разнонаправленные силы в целях создания нового синтеза, и на переживания гармонии, реализации и удовлетворенности. Треугольники, обращенные вовне, обнаруживают агрессивную энергию и ощущаемую потребность в защите Self. В онтопсихологии треугольник означает "рациональную точность и совершенное соответствие. В этом образе представлена способность мышления проецировать монитор отклонения с целью оккупирования всего человека" (Менегетти, 1997а, с.162). Присутствие монитора отклонения в психике человека есть неизбывность человеческой экзистенциальной ситуации, ограничиваемая лишь присутствием проявлений онто Ин-се. Эти проявления, развиваясь согласно своей собственной логике, организуют, минимизируют, снимают и, в конечном итоге, полностью преодолевают представленность монитора отклонения в мышлении и психике человека в целом. В триалогическом понимании треугольник представляет собой исходный, эмпирический триалог основных внутренних инстанций человека - Наблюдателя, Клиента и Терапевта.

Черный цвет - это цвет темноты, тайны, зла, смерти. Он символизирует пустоту, хаос начала, запрет на осознанное знание. В алхимической традиции черное сивол нигредо - начальной стадии процесса трансформации, в ходе которой происходят незримые, но очень важные и существенные изменения. Черное ассоциируется с невидимым, неосознаваемым, а также с самой утратой сознания и эго. Одновременно черное есть вызов эго. Это цвет депрессии, утраты и скорби, цвет физической и психологической смерти, предваряющей новое рождение. Черное в мандале представляет также процесс интеграции темных, теневых аспектов личности в более полный и целостный образ Я. Черное в мандале выступает также как фон и обрамление новой жизни, проявляющей себя в результате безграничного творчества бессознательного, непознанного: всякая жизнь начинается во мраке. В триалогической интерпретации черный цвет - цвет Наблюдателя как Субвизора, символ начальной, рациональной инстанции, вовлекаемой в процесс внутренней работы.

Белый цвет - это цвет чистоты, девственности и духовности. Белое символизирует свет как таковой, традиционно символизирующий духовную (нуминозную) реальность. Белый цвет - органичная интеграция цветогого спектра, множественности. Вместе с тем белое символизирует амбивалентность духовного опыта, его неоднозначную мощь для человека и его эго, тренсперсональный переход. У алхимиков белое - символ альбедо - второй стадии алхимического магистерия. В аналитической психологии белый цвет ассоциируется со связью между эго и коллективным бессознательным, с осознанием эго трансперсональных, вечных и бессмертных аспектов психики. В мандалах белое представляет серебро, жемчуг, луну, героику женского аспекта психики - закованную в латы деву-рыцаря. Белый цвет в мандале - это поток либидо, направленный в бессознательное, процесс возникновения новой ценности в результате внутренней работы по разрешению интрапсихических конфликтов, повышению общей сензитивности к реалиям духовного измерения. Белый цвет - цвет усиления духовности, чистоты и готовности к трансформации, цвет выявления трансперсонального измерения психики, внутреннего целительного просвещения. В триалогическом понимании белый цвет - это цвет Клиента - эмоциональной инстанции внешнего и внутреннего триалога.

Красный цвет - символ жизни, жизненного потенциала, погруженного в глубины психики. Красный цвет ассоциируется с кровью и огнем. В алхимической традиции красное - цвет рубедо - третьей стадии алхимического магистерия, трансмутации исходной субстанции в золото. В мандалах красное - цвет первичной энергии либидо, приверженности жизни и близости жизни. Триалогическая трактовка красного цвета - Терапевт как инстанция внешнего и внутреннего триалога.

Зеленый цвет - цвет природы, естественного и здорового роста. В мистической традиции зеленый цвет - символ присутствия Бога в земных делах. У юнгианцев зеленое - символ архетипической гармонии, гармонии архетипических матери (синего) и отца (желтого), символ целительного укрепления индивидом самого себя и других, символ достижения индивидом полноценной зрелости, интроецированности родительских архетипов, начала служения родителем самому себе. Зеленый цвет символизирует способность помогать, защищать, поддерживать, проявлять участие и заботу, как в отношении самого себя, так и в отношении других людей. В онтопсихологии светло-зеленый цвет есть выражение позитивности, позитивной динамики. Этот цвет часто встречается в мандалах представителей "помогающих профессий". Однако, доминирование зеленого цвета означает контроль интроецированных родительских ценностей в ущерб индивидуальной автономии, ригидность и тенденцию к гиперпротекции и гиперопеке. Являяся символом Матери Природы, зеленый цвет означает творческую, целительную и обновляющую мощь самой жизни. В триалогической трактовке зеленый цвет символизирует Наблюдателя как Супервизора - итог внутренней работы.

Число три (три треугольника) - символ жизненности, энергии и движения, символ любого динамического процесса как преодоления недвижности дуальности посредством порождения нового. Число три означает также начало, середину и конец любого процесса будь то жизнь индивида или жизнь семьи. Число три означает и саму нуклеарную семью, и стремление индивида к собственной идентичности и автономии от родителей, а также энергию независимого поведения, мышления и чувствования в целом. В аналитической психологии число три представляет собой три стадии алхимического магистерия, три стадии инкубации, в ходе которой происходит трансформация героя. Таково метафорическое описание встречи индивида с собственным бессознательным, которое является одновременно и пугающим, и преобразующим. В онтопсихологической традиции число три символизирует триединую диалектику онто Ин-се, априорного "Я" и сознательно-логического (логико-исторического или психологического) "я". Как отмечает А.Менегетти: "В действительности все, глубоко затрагивающее человека в мирском и религиозном смысле, определяется числом три. Онтопсихология также символизирует триединство, представляющее собой три момента вечно единого измерения" (Менегетти, 1997б, с.476). Троичность в мандале символизирует активность, жизненность и стремление к независимости, внутреннее путешествие в поисках глубинной мудрости, преисполненное героизма перед лицом неизведанного. В триалогическом понимании число три символизирует дезинтегрированный внешний и внутрениий триалог в их эмпирической представленности.

Число четыре (четыре круга и четыре цвета) - символ баланса, гармонии, порядка, целостности и завершенности. Число четыре представлено временами года, сторонами света, основными природными элементами - землей, воздухом, огнем и водой, единством пространства и времени (прошлого, настоящего и будущего) и основными психическим функциями (по К.Юнгу). В алхимической традиции завершенный алхимический магистериум выражается математическим выражением 3+1 (аксиомой Марии). Священный слог ОМ, "мать всех мантр", трактуемый в индуизме в качестве звука-семени всякого творения состоит из четырех элементов. Число четыре представлено в символах связи с трансперсональной, сверхчувственной реальностью. В мандалах число четыре символизирует интуитивное стремление части психики познать собственное место в универсуме, установить символическую структуру как средство познания и достижения предельной реальности, а также сам процесс такого становления, индивидуации, альянс с архетипом самости - высшим гарантом эго. Особое значение при этом имеет ритмическая конфигурация числа четыре, представленная в мандале триалога четырьмя концентрическими кругами. Четверичность в мандале выражает интуитивное постижение индивидом самого себя, универсума и своего места в нем. В триалогической трактовке число четыре означает организующее и целительное присутствие Супервизора во внешнем и внутреннем триалоге.

Число девять (девять углов треугольников, девятиконечная звезда) - символ энигмы человеческого существования, символ тройственного синтеза трех планов человеческого существования - тела, души и духа. Число девять представляет собой предельную дифференциацию, предшествующую возникновению нового синтеза. В мандалах число девять означает и возможность нового синтеза, и присутствие благоприятствующих духовных энергий, укрепляющих процесс личностного роста, и собственную подлинную природу индивида. Триалогическое значение числа девять - полный цикл трансформации внутреннего триалога человека как последовательной смены триалогов, в которых сначала доминирует Внутренний Наблюдатель, затем - Внутренний Клиент и, наконец, Внутренний Терапевт.

Фон мандалы - нейтральный серый. Серый цвет - цвет интерьеров ТРИАЛОГа. Серый цвет - нейтральный цвет, абсолютный баланс черного и белого. Символика серого цвета - это символика священного (краеугольного) камня и нержавеющей стали, символика прочности и неподверженности коррозии. В мандалах серый цвет означает священное место. Серый цвет означает также нейтральность и аэмоциональность, свободу от изменчивых переживаний, внутренний покой. Серый цвет в триалогической интерпретации есть пассивная ипостась Супервизора - оппозиция зеленому цвету, символизирующему его активную ипостась.

Динамика основных элементов мандалы ТРИАЛОГа представляет собой символическое изображение основных этапов динамики развития внутренних психологических инстанций человека - сущность, Внутренний Терапевт (лик), Внутренний Клиент (тень), Внутренний Наблюдатель (персона), а также основных этапов их трансформации в процессах консультирования-психотерапии - эмлогия Внутреннего Наблюдателя, эмпатия Внутреннего Клиента, эмфилия Внутреннего Терапевта, активизация пассивной ипостаси Супервизора (сущности) и переход ее в активную ипостась.

В качестве явленного и видимого знака-символа архетипической сущности логотип-мандала ТРИАЛОГа ведет, направляет, защищает и побуждает нас стать теми, кем мы являемся в действительности.

  1. Менегетти А. Мир образов. Екатеринбург, 1997а.
  2. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М., 1997б.
  3. Cirlot J.E. A Dictionary of Symbols. New York: Philosophical Library, 1962.
  4. Edinger E.F. Anatomy of the Psyche: Alchemical Symbolism in Psychotherapy. La Salle, Ill.: Open Court, 1990.
  5. Fincher S.F. Creating Mandalas. Boston & London: Shambala, 1991.
  6. Jung C.G. Mandala Symbolism. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1973.
  7. Jung C.G. Alchemical Studies. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1983.
  8. Kellog J. The Meaning of Color and Shape in Mandalas. American Journal of Art Therapy, 1977, 16, 123-126.

А.Б. Орлов

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 24.04.2024   
Web design - AlPite.com